Блеск и нищета дилетантов

21.02.2007 22:02, ТекстАлександр Милицкий

Вчера компания iKS-Consulting , подвизающаяся на ниве телекоммуникационной аналитики, обнародовала результаты своего исследования «Скорость домашнего широкополосного доступа в крупнейших сетях Москвы». Целью исследования было выяснить, «насколько реальная скорость доступа столичных пользователей соответствует скорости, обещанной тарифным планом». Под раздачу попали операторы «большой пятерки» – «Комстар-Директ» («Стрим»), «Комкор-ТВ» («Акадо»), «Корбина-Телеком», «Центральный телеграф» (QWERTY) и «Нэт Бай Нэт Холдинг». У предприимчивых исследователей получилось, что ни один из этих провайдеров не выполняет своих обязательств перед абонентами, что вызвало на рынке нездоровое оживление. В частности, в сегодняшнем «Коммерсанте» председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин уже прогнозирует возможные судебные иски со стороны обиженных клиентов.

Дмитрия Янина можно понять, – возглавляемая им организация существует за счет тех самых потребителей, права которых были нарушены, – и существует неплохо. А вот iKS-Consulting понять значительно сложнее.

В первую очередь, совершенно непонятна методика поведения подобного «исследования», – в самом тексте разосланного релиза о ней говорится крайне туманно: «Измерялась скорость доступа в пиковые часы нагрузки для проживающих в разных районах города пользователей различных безлимитных тарифных планов пяти крупнейших интернет-провайдеров Москвы». Как измерялась? Чем измерялась? А главное – «скорость доступа» – куда? «Петька, приборы?» – «Пятьдесят!» – «Что – пятьдесят?!» – «А что – приборы?!..»

Даже полнейшим «чайникам» сегодня известно, что Интернет состоит из огромного множества сетей и серверов, принадлежащих миллионам самых разных владельцев. И что провайдер, предоставляющий услуги доступа, обязан – и физически в состоянии – обеспечить одну и только одну скорость доступа, – от абонента до шлюза, на котором заканчивается его зона ответственности и начинается сеть другого оператора. Простейшая команда traceroute наглядно показывает, что по дороге к почти любому интересующему нас сайту пакеты проходят длинную цепочку из десятка, а то двадцати-тридцати маршрутизаторов и соединяющих их каналов. Более того, – маршрутизация в Интернете носит динамический характер, и трасса до одного и того же сайта может меняться по нескольку раз в сутки.

Но и это еще полбеды. Ведь проверка современных скоростей доступа порядка нескольких мегабит в секунду в принципе возможна только при скачивании очень больших – в десятки или сотни мегабайт – файлов, таких, как, например, музыка или видео. Публично доступные файлохранилища такого рода работают под высокой нагрузкой, зачастую – на пределе производительности дисковой системы сервера. И нагрузка на сервер при этом постоянно меняется. Поэтому чтобы ответственно утверждать, будто «скачивание файлов с сервера такого-то через провайдера N оказалось быстрее, чем через провайдера M», мало провести эксперимент с разных точек, и даже несколько раз его повторить – и то недостаточно. Для этого нужно, чтобы измерение скорости до этого сервера проводилось строго одновременно, минута в минуту, – потому что иначе невозможно обеспечить даже приблизительную чистоту результатов. Ведь вброшенная в популярный блог единственная ссылка на какой-нибудь видеоролик, растиражированная в других блогах, способна мгновенно повысить нагрузку на этот сервер в разы, а то и вовсе его положить, – такие случаи неоднократно случались. А назавтра, когда все, кому это было интересно, ролик уже посмотрели, – сайт снова будет работать как ни в чем не бывало.

Но, может быть, полученные нашими “аналитиками” результаты могут быть полезны пользователю хотя бы с той точки зрения, что от этого вот провайдера до использовавшихся при измерении сайтов “близко” (в интернетовском смысле, – короткие маршруты с малым числом хопов), а вон от того провайдера – “далеко” (длинный маршрут)? И первый, соответственно, – лучше? Увы, – тоже нет. Потому как до тех конкретных сайтов, до которых меряли (кстати, а каких именно?), – ближе отсюда. А до других, наоборот, – от другого провайдера короче. А живого юзера вообще интересуют совсем третьи сайты, нужные именно ему. Фанатичному линуксоиду наплевать на трейс до Microsoft.com, а порноманьяку – на пинг до серверов World of Warcraft.

Таким образом, любые попытки измерять скорость до произвольных сайтов имеют характер «средней температуры по больнице», и ровным счетом ничего не означают, и означать не могут. Единственный значимый параметр, который можно получить, – это скорость внутри сети провайдера, в зоне его ответственности. Но в данном «исследовании», очевидно, измерялась не она, – иначе бы для NETBYNET получился бы результат в пару тысяч процентов, – внутри сети этого провайдера скорость не ограничивается ни на одном тарифном плане, и определяется только физической пропускной способностью сети. А этого, как легко видеть, – не наблюдается.

Собственно, авторы «исследования», видимо, и сами понимают, что пытаются высосать его из пальца, – судя по финальной фразе «Значительные отклонения от скорости, заявленной в тарифном плане, в большинстве случаев не связаны напрямую с сетью провайдера». Но это напрямую противоречит сказанным в преамбуле словам «Идеальным было бы соотношение, близкое к 100%, – оно означает, что абонент действительно получает ровно ту скорость, которая обещана оператором. Значение заметно ниже 100% указывает, что фактический канал значительно «уже» заявленного в тарифном плане». То есть, фактически, все операторы «большой пятерки» обвиняются в невыполнении своих обязательств перед абонентами (по-видимому, никто из «аналитиков» iKS-Consulting ни разу не читал абонентской оферты, в которой подробно расписано, – что именно и как именно провайдер обещает, а что – нет).

Собственно, если людям, пробавляющимся всяческими исследованиями, от нечего делать захотелось измерить какую-нибудь ничего не значащую ерунду, то они в своем праве, – мы живем в свободной стране. Однако представлять результаты некорректно проведенных измерений ничего не означающего параметра как некую объективную характеристику качества услуг присутствующих на рынке компаний, – да еще и характеристику отрицательную, наносящую репутационный урон, – означает всего-навсего вопиющий непрофессионализм, безответственность и ничего более. И очень жаль, что компания, претендующая на роль серьезного аналитика рынка, проявила себя именно с этой стороны.

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

2 комментария

  • 26.06.2008 10:29, www2 сказал:

    И подобных исследований с громкими заявлениями – тыщщи. Причём не только по отношению к интернету или провайдерам. Таким грешат медицинские, социологические и статистические исследования.

    • 26.06.2008 10:33, Silver Ghost сказал:

      Вот в том то и проблема нашей жизни…

      (Обязательно)
      (Обязательно, не публикуется)

      Купить в рассрочку

      Получить кредит просто! Заполни форму и получи кредит не выходя из дома под 1.99% месяц
      Мы свяжемся с вами в течении часа в рабочее время




      ×
      Купить в рассрочку

      Получить кредит просто! Заполни форму и получи кредит не выходя из дома под 1.99% месяц
      Мы свяжемся с вами в течении часа в рабочее время




      ×
      Adblock
      detector